Контакты
Часы работы
Понедельник - пятница 10:00-20:00
Парки памяти как городское пространство. Интервью с Максимом Бурлаковским
Максим, расскажите, как вы пришли к идее создания «Парков памяти»? Что вас мотивировало строить современные крематории и колумбарии в России?
Если посмотреть на города, в которые мы заходим, везде существует большая проблема с земельным захоронением. Кладбища либо переполнены, либо находятся в ужасном состоянии. Разобравшись в этом вопросе, мы поняли, что нам необходимо создать такие объекты, которые будут социально значимы и решат проблему с захоронениями.
По исследованию Института Генплана, появление крематория сокращает площадь кладбищ более чем в 100 раз, так как в таком случае люди используют современный колумбарий или захоранивают урну в родственную могилу. Соответственно, Парк памяти решает проблему социальной нагрузки на город с точки зрения земель и упрощает услуги для родственников.
Каким образом современные ритуальные комплексы, такие как Парки памяти, вписываются в концепцию современной урбанистики? Как они меняют восприятие городской среды по сравнению с традиционными кладбищами?
«Парк памяти» — это не страшный дымящий крематорий, а целое пространство с современными дорожками, аллеями, арт-объектами и выставками, куда городскому жителю можно прийти погулять. Психологи часто используют такую практику: отправляют человека на прогулку по кладбищам — такая терапия. Когда человек приезжает в такое место, он может успокоиться, а еще узнать о судьбах других людей.
Мы планируем использовать наши залы прощания для проведения выставок, инсталляций и различных мероприятий. Например, мы думаем над созданием службы психологической поддержки и проведением бесплатных семинаров с психологами, чтобы помочь людям легче пережить утрату.
Как цифровизация и автоматизация влияют на услуги кремации? Какие технологии вы используете или планируете внедрить?
Наша сфера социально значимая и важная — человек должен как можно проще и как можно доступнее провожать своего близкого. У нас установлены современные экологичные китайские печи. В наших комплексах будут QR-коды, по которым можно будет увидеть, чем человек занимался и чего достиг при жизни. Например, если он болел за определенный футбольный клуб, любил какое-то музыкальное направление, закончил тот-то институт.
Также мы внедряем услуги онлайн-прощания — если у родственников нет возможности приехать, они могут попрощаться дистанционно. У нас будет возможность удаленно заказать замену цветов или свечей с помощью своего гаджета, что тоже поможет людям помянуть своих близких из любой точки мира.
Кремация часто воспринимается как мрачная практика. Как вы боретесь с предубеждениями общества? Удалось ли вам разрушить стереотипы?
Конечно, старшее поколение, кто ни разу не бывал в современных Парках памяти, живут стереотипами. Но, как показывает практика, в городе, где появляется современный крематорий, процент кремации очень быстро растет. Лучше всего работает сарафанное радио. Люди видят церемонии в наших современных комплексах с теплыми стенами, инсталляциями, памятными фильмами — конечно это совершенно другой подход, в отличие от кладбищ. И тут бороться не приходится. Например, в Чувашии проводили социологический опрос, который показал, что более 70% людей относятся к кремации либо нейтрально, либо положительно. То есть 30% однозначно за кремацию, и еще 40% считают, что у жителей должен быть выбор.
Учитываете ли вы культурные и религиозные особенности в проектировании крематориев?
При проектировании наших объектов мы изучили крематории в других странах и поняли, что мы не хотим никаким образом задевать никакую из конфессий. Поэтому сделали абсолютно нейтральный, понятный и простой дизайн. В наших прощальных залах нет никаких обрядовых икон, атрибутики. При этом мы готовы адаптировать их под нужды заказчиков. Например, для православных похорон у нас предусмотрена комната для отпевания. Все индивидуально.
Как вы видите будущее кремации в России? Как, по вашему мнению, эта практика может развиваться в следующие десятилетия?
Если посмотреть на статистику, то в ближайшем будущем кремация, скорее всего, станет самым популярным видом захоронения. В городах, где уже есть крематории, процент кремации приближается к захоронениям на кладбищах, а в Москве, Петербурге и Новосибирске этот процент превышает 70%. Я думаю, что в ближайшие 10 лет этот тренд только усилится.
Кроме того, крематории привлекают за счёт высокого уровня сервиса. Люди видят, как к ним относятся с уважением, и это не может не отразиться на их выборе. Когда у вас работают высококвалифицированные сотрудники, когда церемониймейстер грамотно проводит прощание, это создает положительное впечатление. Люди начинают обсуждать этот опыт, понимают, что это не так страшно, и даже удобно. Понятная ценовая политика и возможность всё увидеть и потрогать привлекают.
Какие личные убеждения или ценности влияют на вашу работу? Как ваша личная философия соотносится с целями вашего проекта?
Это, наверное, связано с личным опытом. За свою жизнь я похоронил четырёх близких людей: мои прабабушка и прадедушка были кремированы, умерли в ковид. Другой дед был захоронен в землю, потому что он был заслуженным жителем города. Когда я хоронил друга, я понял, что так не должно быть. Мне не нравится этот процесс: грязь, плохая погода, тревожное состояние людей. Всё это можно организовать намного лучше и человечнее.
Я хочу помочь решить эту социальную проблему современным подходом. Наш проект направлен на создание комфортной среды, где люди могут достойно проститься с близкими. Для примера, у меня есть коллега в Новосибирске: их крематорий существует уже более 20 лет, и они смогли сделать его полноценной частью общественной жизни. На территории крематория есть даже верблюд, и люди приходят гулять, заниматься скандинавской ходьбой, посещать музей, посвящённый погребальной культуре. Сейчас к ним приезжают даже из других стран.
Это звучит как не просто альтернатива кладбищу, а настоящее общественное пространство.
Однозначно, и это особенно интересное мероприятие для регионов, где подобных мест ещё нет. В Новосибирске проходят публичные мероприятия, люди приходят просто погулять. Крематорий стал одной из главных достопримечательностей города — он даже попадает в списки "5 мест, которые нужно посетить". Это действительно уникальное место даже с архитектурной точки зрения и отличный пример для других регионов.
Другие новости
Все новостиНаши соцсети
Прием заявок на премию «Золотой Трезини»
Осталось два месяца до завершения приема заявок на премию «Золотой Трезини»
Контакты
с 10:00 до 20:00Понедельник - пятница
- 8 (499) 250-00-23Телефон
- prost-rans-tvo@str.mos.ruЭлектронная почта
2-я Брестская, 6В пяти минутах от метро Маяковская
2-я Брестская, 6В пяти минутах от метро Маяковская